Не так давно Украина по праву носила титул самой читающей, а соответственно, и самой грамотной державы мира. Но меняются времена, меняются нравы. Молодежь, забросив книги, живет в Интернете, при этом наплевав на школьное образование. Да и зачем оно нужно, если решение любой самой сложной задачи не проблема. Достаточно лишь скачать необходимое пособие.

Увы, ни чиновники разных мастей, погрязшие в циркулярах по реформированию образования, ни педагоги, которые не живут, а выживают и, соответственно, теряют интерес к своей работе, не способны противостоять наплыву интернет-литературы. Да и родители, вынужденные от зари до зари работать, чтобы «одеть, обуть, накормить», не могут в нужной степени заниматься воспитанием своих детей. Особо не напрягаясь, ученики, к слову, не самые худшие, просто-напросто списывают домашние задания с Интернета.

На первый взгляд может показаться, что сама по себе проблема яйца выеденного не стоит, но если на миг задуматься, что через 10-20 лет нынешние тинейджеры станут инженерами, врачами, учителями, становится ясно: подобная ситуация может привести к национальной трагедии.

При этом поразительна позиция самих разработчиков подобных «пособий». Вот лишь аннотация к одному из них: «Вариант решебника (электронный — А. Н.), как и (интернет — А.Н.) сервис «задачник» был создан специально для того, чтобы убить скуку и облегчить жизнь простых школьников и студентов, только вот цели у этих двух учебных пособий диаметрально противоположные. Если «задачник» предлагает примеры типовых задач по математике, то решебник отвечает на вопрос о том, какая выгодная тема — их решать и как получить за урок «отлично». Многие родители да, впрочем, и некоторые учащиеся сомневаются в практической пользе подобных шпаргалок. Их сомнения основываются на том, что решебники «убивают» в людях способность самостоятельно и логично мыслить. С одной стороны, это действительно так, ведь найдется немало учеников, которые захотят подсмотреть решение задачи и просто перепишут его. Однако это только одна сторона медали. В руках деятельного человека, стремящегося к знаниям, решебник станет идеальным помощником при подготовке к контрольным работам, экзаменам или тестированию. Кроме того, это отличное средство для самопроверки, ведь никто не мешает вам сначала решить задачу самостоятельно, а уже потом заглянуть в решебник и сверить итоговые ответы».

Для человека, который мало-мальски разбирается в филологии, очевидно, что подобный текст не что иное, как жонглирование словами. Использован стандартный прием заведомого подбора аргумента «за», который на порядок слабее аргумента «против». Достаточно вспомнить старую народную мудрость, гласящую: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет» или, говоря словами современной молодежи, «Зачем напрягаться?». Так, даже талантливый ученик первый раз сверится с решебником, второй раз сверится с решебником, а на третий подумает: к чему мне попусту тратить свое время, если я без лишних усилий могу просто-напросто списать, ведь материал и так знаю. Но через месяц-другой оказывается, что тот, кто был уверен в своих знаниях, уже в группе отстающих…

К сожалению, существует также проблема попустительства родителей в этом вопросе. Вот что говорит по этому поводу учитель литературы одной из днепропетровских школ: «Использование решебника в современном обучении просто недопустимо. Огромным плюсом является то, что в учебниках нет ответов на задания. Ошибка родителей заключается в том, что, «помогая» своим детям, они покупают решебник, тем самым лишая их возможности самостоятельного выполнения домашнего задания. В результате учителя не могут выяснить реальные знания ребенка. А ведь детям со временем нужно будет поступать в вузы. А здесь решебник не поможет».

Без преувеличения можно сказать, что подобная оценка характерна для большинства педагогов, ответственно относящихся к своему делу. Но вот парадокс — разработчики «пособий» ополчились против учителей. В аннотации к одному из решебников для 10-11 классов по русскому языку сказано буквально следующее: «Если вы нашли наш решебник, это значит, что вы встали на верный путь исправления от двоечника до отличника! Спрашиваете почему? Ведь учителя были против решебников во все времена. Все просто! С его помощью вы сможете без проблем проверить свои знания русского языка!». Странно, двоечник должен приобрести пособие для того, чтобы лишний раз убедиться в объеме своих знаний? Явно, что нет. А отличные оценки, полученные с помощью решебника, не станут для него залогом успешного поступления в вуз и получения достойной профессии.

В целом обрисовав проблему, следует задаться вопросом: что делать? Другими словами, как побороть тягу учеников решать задачи или писать сочинения не путем банального «скатывания», а посредством работы «серого вещества». Вопрос сложный, и единого ответа, универсального для всех, на него нет. Ведь решебник — это своего рода наркотик. Попробовав несколько раз, уже сложно отказаться.

Безусловно, главным заинтересованным лицом отказа от использования решебника как основного источника знаний должен стать сам ученик. Однако должна присутствовать соответствующая мотивация. Таким образом, задача педагога — правильно расставить акценты перед школьником, помочь сделать верный выбор вуза и, соответственно, жизненного пути. Вряд ли решебники способны помочь в этом.