Город на Днепре обычно ставит рекорды в космической отрасли, в размерах вращающихся здесь финансовых капиталов или в политических хитросплетениях. Есть у Днепропетровска и более простые, но своеобразные «рекорды». Мы расскажем о «рекордах», касающихся улиц, проспектов и набережных. Городские проезды мы привыкли воспринимать как территорию для движения, место привязки интересующего нас объекта.

Однако улицы и переулки могут выделяться своими параметрами, отражая перипетии городской истории.

Улицы — «великаны» и улицы — «карлики»

Днепропетровск, как и любой мегаполис, может похвастаться диапазоном размеров городских магистралей — от крошечных переулков до шоссе с транспортными развязками. Каковы самая длинная и самая короткая улицы в городе? Самой длинной магистралью можно с полным правом назвать днепропетровскую набережную. Ее длина — около 23 километров. Она простирается вдоль правого берега Днепра, от исторической Диевки до не менее исторической Лоцманской Каменки. Формально набережная состоит из трех разных объектов — улиц Набережная Заводская, Набережная имени Ленина и Набережная Победы. За место самой длинной отдельной магистрали Днепропетровска конкурируют улица Передовая в Амур-Нижнеднепровском районе, длина которой 10,5 километра, и улица Героев Сталинграда, протянувшаяся до южной границы города на 10 километров.

Самой короткой магистралью можно назвать улицу Резничную в Жовтневом районе. Фактически это «улица-призрак», однако юридически она существует и насчитывает всего… один дом. Раньше улица имела длину два квартала и проходила от Днепра до улицы Иорданской (ныне Коцюбинского). В 1979-1980 гг. строительство городского цирка «съело» один квартал улицы. Уцелевший квартал оказался во дворе… между поликлиникой и гостиницей «Днепропетровск». Остался единственный дом № 9 и двор перед ним — вот и вся улица Резничная. Ее длина — чуть больше 100 метров.

На семисотый - восьмисотый рассчитайсь!

Еще один вид «уличных» рекордов — по количеству номеров. Нижнюю строчку рейтинга занимает названная выше улица Резничная с ее единственным домом номер 9. А самой «насыщенной» улицей является одновременно и самая длинная улица — Передовая. Согласно атласу «Весь Днепропетровск» 2009 г. здесь числится 816 номеров домов. Причина такого рекорда проста — в застройке улицы доминируют частные дома, потому и номеров гораздо больше, чем в историческом центре, где одно здание нередко занимает целый квартал. Улица Передовая образовалась в 60-70-е годы прошлого столетия и проходит по территории сразу трех древних селений — Ломовки, Елизавето-Каменки и Березановки.

Самые древние и самые молодые

На роль самых древних могут претендовать сразу несколько улиц Екатеринослава. Во-первых, это улица 8 Марта — бывшая Дворцовая. Деревянные здания дома губернатора, вице-губернатора и архиерея были построены здесь неподалеку от дворца Потемкина в самом начале 1790-х годов. Всего на пару лет моложе и сеть улиц вокруг ЦУМа — бывшее ядро слободы Половицы. С середины 1790-х годов на этом месте образовались несколько улиц — Железная (ныне Миронова), Упорная (Глинки), Московская, Харьковская и Литейная.

В составе Днепропетровска сейчас находятся и более старые, чем Екатеринослав, поселения. Например, это Новые Кайдаки, основанные в XVII веке. Кварталы улиц здесь должны помнить события XVIII века. Однако соответствует ли современная планировка поселка исторической или это новые улицы на остатках старой крепости и ее предместий, установить трудно.

Самые молодые улицы — в районах коттеджной застройки, каждый год вырастающих на окраинах. В 2009 г. зарегистрированы улицы Жокейная и Ахтырская в Амур-Нижнеднепровском районе. Годом ранее — улицы Глущенко и Чернявского (АНД район), улицы Дорогая, Агатовая, Яхонтовая и Струмковая поселка Дорогое (Бабушкинский район) и новые улицы поселка Чапли (Самарский район) — Акациевая, Нектарная, Тюльпановая и Любимовская. Самый молодой бульвар Днепропетровска — бульвар Кучеревского, построенный в 2008 г.

Проспект — «карлик»

Днепропетровск может похвастаться еще одним удивительным рекордом. Здесь есть проспект -«карлик», длина которого — всего три квартала. Это проспект Ильича. Планировался проспект намного больше — как южное (от центра) объездное кольцо от набережной Победы до проспекта Петровского и далее через виадук до будущего Кайдакского моста. Проспект Ильича начали застраивать в 1960-е годы. Уже в семидесятых годах XX века от идеи «большого кольца» отказались. Памятником этому «мегапроекту» остались три квартала проспекта Ильича и спуск Тольятти от набережной Победы до улицы Лазаряна, известный в народе как «тещин язык».

Такие «рекорды» наших улиц и проспектов обусловлены сложной градостроительной историей Днепропетровска, выросшего из нескольких улочек до огромного мегаполиса.