Более десяти лет здание Днепропетровского дома органной и камерной музыки (изначально оно было построено как Николаевский храм, именуемый в народе Брянской церковью) являлось яблоком раздора между руководством органного зала и Православной Церковью. По этому делу проводились многочисленные судебные слушания, и каждый раз решение принималось в пользу ДОКМ.

И вот сегодня этот конфликт не просто заострился, а принял оборот рейдерского захвата со стороны Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

А как же иначе? Ведь в начале марта управляющий Днепропетровской епархией УПЦ МП митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней заявил следующее (забегая вперед, скажу, что никакого документального подтверждения этим словам нет):

«Несмотря на то что здание храма, в котором долгое время работал Дом органной и камерной музыки, было передано (обратите внимание, что речь идет в прошедшем времени о том, чего еще не было, — примечание автора) в собственность церковной общине, концерты органной музыки в Днепропетровске не прекратятся. До тех пор, пока не будет построено новое современное здание для органного зала, службы будут проводиться в подвальной части…».

На первый взгляд все кажется понятным, логичным и ничуть не угрожающим. Однако это лишь вершина айсберга, а если посмотреть глубже, вырисовывается неблагоприятная картина. Итак, обо всем по порядку.

Всему голова — закон

Слова Иринея о том, что здание ДОКМ передано Церкви МП, юридически никак не подтверждаются, так как оно является областным коммунальным предприятием и никто без соответствующего решения Днепропетровского облсовета (как собственника заведения) не имеет права на него посягать.

«По закону вопрос о передаче областного коммунального предприятия «Днепропетровский Дом органной и камерной музыки» Украинской Православной Церкви Московского Патриархата изначально должен выноситься на сессии областного совета. Если депутаты это одобрят, в известность должны быть поставлены обе стороны. Однако я точно знаю, что на прошлой сессии такого решения не принимали и вообще данную тему не затрагивали»,— заявила депутат Днепропетровского облсовета Екатерина Видякина.

Об этом же говорит и директор ДОКМ Нина Голикова. Она подчеркивает, что официально ее никто не уведомлял о передаче здания.

«Для меня не понятна ситуация, которую священнослужители Московского Патриархата сегодня создали вокруг Дома органной музыки. В то время, когда я поправляла свое здоровье, ко мне начали поступать бесконечные звонки от представителей СМИ. Журналисты рассказали о заявлении владыки Иринея и спрашивали, что теперь будет с органным залом? А я не знала, что и ответить, ведь для меня это было новостью. Мы, как и прежде, продолжали концертную деятельность. Кроме того, все правоустанавливающие документы, которые необходимы для оформления передачи здания, обязательно должны проходить через меня. Но никто из руководства облгосадминистрации, облсовета или же управления культуры ко мне как к юридическому лицу не обращался»,— рассказывает Нина Голикова.

Также хочется обратить внимание на слова митрополита Иринея о том, что в ближайшее время между церковной общиной МП и руководством органного зала будет подписан специальный договор, согласно которому богослужения будут проходить в нижней части храма, а концерты органной музыки — в верхней.

Директор ДОКМ прокомментировала данное заявление:

«Меня удивляет то, что об этом договоре я узнаю не из живого общения, а из СМИ. Тут еще напрашивается вопрос: если вы заявляете, что здание уже передали, зачем же со мной заключать какие-либо договоры?! Ответ прост. Во-первых, потому что никому ДОКМ не передавался. А во-вторых, все необходимые документы находятся у меня».

Борьба не за духовность, а за собственность

Зачем строить новое здание для ДОКМ, если оно уже есть?

Брянский собор был построен в 1913-1915 годах зодчими Георгием Туровцем и Евстафием Константиновичем на средства рабочих Брянского завода (ныне металлургический завод им. Петровского) и являлся собственностью предприятия. А в 1929 году после закрытия собора в нем находился склад. После Великой Отечественной войны здание пришло в упадок, буквально разваливалось на глазах. Однако в 1979-м его внесли в реестр памятников архитектуры, которые охраняются государством. И уже в 1987 году после капитального ремонта за средства Министерства металлургической промышленности Украины здесь открылся Дом органной и камерной музыки. Специалисты фирмы «Зауэр» из Германии установили двухмануальный механический орган, имеющий 30 регистров и 2074 трубы. Сегодня наш органный зал занесен в каталог ЮНЕСКО и входит в десятку лучших залов Европы.

Органный мастер Анатолий Юрийчук утверждает, что перенесение инструмента в другое помещение абсолютно невозможно. Ведь это же не рояль, а 12-тонный орган, который сначала проектируется под конкретное здание, а потом наглухо в него монтируется. Теоретически его можно снять и перенести в другое место, но… главный вопрос: зачем? Ведь тогда от него останется лишь оболочка — он потеряет свое уникальное звучание! Я уж не говорю об огромных финансовых затратах и о том, что специалисты немецкой фирмы «Зауэр» просто-напросто откажутся приезжать и заново настраивать орган в случае смены его «места жительства».

И действительно, зачем? Церквей у нас в городе более 30 (в самом Ленинском районе, где расположен ДОКМ, их девять), а органный зал — один-единственный. И язык не поворачивается сказать, что от него никому нет пользы.

«Когда я начинала здесь работать, в штате были лишь один органист и один клавесинист, сейчас же у нас 70 музыкантов. Мы ведем серьезную просветительскую работу среди разных возрастных групп детей и студентов. К тому же мы даем возможность талантливой молодежи работать на этой площадке и уже выпустили четыре поколения музыкантов, играющих сейчас в оркестрах Украины. В течение 24 концертных сезонов у нас появилась огромная аудитория слушателей не только в Днепропетровской области, но и далеко за пределами Украины. Мы установили контакты с иностранными музыкантами, которые с вдохновением выступают в ДОМК. Нас единственных включили в культурные программы по приему всех зарубежных гостей, потому что музыка непереводима!»— отметила Нина Голикова.

Ну что тут еще добавишь?

«Разрушив орган, мы разрушим и учебную базу. Ведь сейчас решается вопрос о том, чтобы обеспечить обучение органной музыке при Днепропетровской консерватории им. Глинки. Это очень важно, так как в Украине сегодня огромная проблема с такого рода учебной базой. А говорим мы о разрушении потому, что если здание ДОКМ перейдет в собственность Церкви Московского Патриархата, — финансирование из облбюджета прекратится, а сама Церковь вряд ли сможет его содержать»,— считает депутат облсовета Екатерина Видякина.

«Троянский конь» Православной Церкви МП

С другой стороны, напрашивается вопрос: а почему бы действительно не сделать так, как заявил Ириней — концерты органной музыки продолжатся, а службы будут проводиться в подвальной части здания?

По словам специалиста, подобное мог сказать только дилетант. Человек, который хоть мало-мальски разбирается в содержании органов, знает, что для этого инструмента очень важно соблюдать температурный режим и влажность воздуха. В данном здании эти показатели зависят не только от помещения, в котором находится орган, но и оттого что делается в подвале (именно поэтому на его ремонт облбюджет выделил большие деньги).

«Концерты органной музыки и богослужения в одном здании — это несовместимо! Свечи, ладан и большое количество людей будут нарушать режим содержания инструмента, а что уж говорить об одновременном звучании органа и церковного пения… Кроме того, в подвальном помещении, которое якобы передано церкви, очень низкие своды для богослужения, к тому же здесь располагаются необходимые залу коммуникации: гардеробная, буфет, туалеты. В этом фойе даже музыкантам приходится репетировать по тесному графику, поскольку других помещений для этого нет. А им нужно готовить ежемесячно по 27 концертов! Отдать это помещение Дом органной и камерной музыки никак не может. Да и если здесь разместится церковь, то ДОКМ из места досуга и культурного отдыха превратится в пристанище для нищих,которые не будут давать прохода посетителям. К слову, среди них — и ученики начальных классов»,— заявила директор ДОКМ.

Но ведь дело не только в этих аргументах. Когда речь заходит о возникшем конфликте, вспоминается народная сказка о хитрой лисичке. Помните? Лиса, попросившись переночевать, заверила хозяев, что ей достаточно будет положить только лапку на лавку, на следующую ночь она целиком взобралась, а в результате вовсе выгнала хозяев из дома.

Эта метафора небезосновательна. Достаточно вспомнить хотя бы горький опыт органного зала в Виннице. Там в помещении Доминиканского собора установили уникальный древний орган, «дом» которого сгорел, и найти подходящее помещение не могли по всему Советскому Союзу! Однако проработать ему довелось не более пяти лет, так как в 1991 году собор передали Московскому Патриархату. Первое, что сделали священнослужители как только вошли на порог здания, — вырубили орган и выбросили его в окно! А до этого дирекции (так же, как и у нас) обещали не выносить инструмент из храма, пока не построится новое подходящее помещение. Вот так и верь после этого представителям Московского Патриархата…

Екатерина Видякина сказала, что судьбу ДОКМ окончательно могут решить председатель областного совета Евгений Удод и председатель облгосадминистрации Александр Вилкул. По ее мнению, вопрос, по всей видимости, решится в пользу Церкви МП, потому что у нас большинство депутатов из Партии регионов, которые поддерживают Московский патриархат.

«Мне вспоминается притча о том, как две женщины называли себя матерями одного и того же ребенка. Соломон сказал им: «Берите его за руки-ноги и перетягивайте. Кто перетянет — того ребенок и будет». Настоящая мать не стала этого делать и сказала: «Пускай он будет живой...». Я надеюсь, что у депутатов областного совета и священнослужителей хватит мудрости для того, чтобы не перетягивать органный зал, ведь это может разрушить нашу драгоценную жемчужину»,— отметила Екатерина Видякина.

Не лишним будет напомнить, что жители Днепропетровска на форумах выражают полную готовность защищать Дом органной и камерной музыки, ведь не многим украинцам посчастливилось иметь такое культурное богатство. Заслуга же нашего города в том, что мы создали и сохранили орган… пока еще. Также днепропетровчане уверены, что сам факт посягательства Церкви на столь уникальный и важный объект культуры подрывает ее репутацию. А уж как горожане разочаруются в священнослужителях, когда они вселятся в ДОКМ!

Что ж, будем надеяться и верить в мудрое решение областных властей и представителей Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. В противном же случае придется выходить на баррикады ради спасения жемчужины украинской культуры — днепропетровского органа.