Возвращение церковного имущества, конфискованного советской властью, в Украине сегодня остается проблемой. К такому выводу пришло Бюро демократии, прав человека и труда при Госдепартаменте США относительно состояния религиозной свободы в Украине за прошлый год.

В частности, отмечается, что согласно решению Комиссии по вопросам обеспечения реализации прав религиозных организаций, созданной при Кабмине еще в 2008 году, Госкомнацрелигий должен был разработать план возвращения религиозным организациям более 150 храмов, молитвенных домов и других строений культового назначения. Однако в 2010 году новое правительство так и не созывало Комиссию для решения вопросов реституции бывшего церковного имущества. В отчете также упоминаются конкретные факты задержек и отказов представителей местной власти в вопросах возвращения религиозным организациям зданий культового назначения. Например, в Днепропетровской области долгие годы на слуху была война римокатоликов за свой храм, который в конце концов удалось отстоять. Но данный случай — скорее исключение из правил.

Так, например, уже десять лет борются за свой храм Воздвижения Чесного Креста Господня представители автокефальной церкви в Днепропетровске.

Журналист «Днепровской правды» встретилась с настоятелем религиозной громады парафии «Святого Пантелеймона» Днепропетровско-Запорожской епархии Украинской Автокефальной Православной Церкви в г. Днепропетровске Архимандритом Никанором (Скипиным).

«Речь идет о зданиях, расположенных по адресу: улица Короленко, 20-22 в нашем городе. До сегодняшнего дня они принадлежат государству, их собственником является Днепропетровская облгосадминистрация. Сейчас храм стоит полуразваленным, но снести его, к счастью, не могут, поскольку весь комплекс зданий (а их тут аж семь!) внесен в список ЮНЕСКО как уникальный архитектурный комплекс», — рассказывает отец Никанор.

История храма Воздвижения Чесного Креста Господня связана с поселением в нашем городе екатеринославского архиерея, который до того проживал за пределами губернии. Пригласив сюда архиерея, губернатор выполнил все условия, которые предусматривали полноценную деятельность епархиальной управы, включая научно-просветительскую. Для этого было выделено шесть гектаров земли, на которых должны были разместиться дом архиерея, приют для сирот, учебные заведения для малообеспеченных, больница для неимущих и хозяйственные постройки. Было обговорено и строительство семинарии со школой (позже названной «Мариинской гимназией») для благородных девиц, двух церковных училищ и светской школы для мальчиков. После выполнения всех условий архиерей в 1887 году прибыл в Екатеринослав.

«В 1885 г. в Екатеринославе произошел большой пожар, после чего выгоревшая территория, называвшаяся «Млынки» (от нынешней ул. Артема до пр. Кирова), предоставлялась для расширения города. Часть этой земли была дана и архиерею для размещения своего дома. Архиерейский дом возвели уже через год. Вскоре были построены школа и семинария. Когда в Екатеринославе создавалось общество «Красного Креста», архиерей согласился разместить здания больницы на своих землях. Так с 1908 по 1910 годы был построен еще комплекс зданий», — уточняет отец Никанор.

Архимандрит поясняет, что на тот момент домовой «Христовый» храм епархиального дома уже не вмещал всех желающих бывать на богослужениях. Тогда и было принято решение строить при архиерейском доме новый «византийского типа» храм.

А вот что рассказывают архивные документы: «Екатеринослав не может похвалиться числом храмов. На обширной площади, занимаемой городом, только кафедральный собор, Успенская и Троицкая церкви, благодаря сравнительному их величию, выделяются из ряда городских построек; прочие шесть церквей как бы заслоняются массой обывательских домов и заводов. Кроме этих девяти храмов имеются еще так называемые «домовые» церкви — при архиерейском доме, при учебных заведениях, больнице, арестантском отделении, тюрьме... К радости и утешению православных в недалеком будущем в Екатеринославе будет воздвигнут еще один каменный храм.

…Архиерейская Крестовая церковь, в которой весьма часто совершается торжественное архиерейское служение, привлекающее всегда многочисленных богомольцев из города и из ближайших сел и деревень, далеко не может быть признана в настоящем своем виде соответствующею характеру и обстановке архипастырского служения и количеству собирающихся в ней богомольцев. Это неудобство значительно увеличивается и внутренним расположением храма: он имеет форму «глаголя», так что стоящие в первой его части совершенно не видят алтаря... Ввиду этого еще покойный Екатеринославский Преосвященный Феодосий высказывал мысль о необходимости сооружения нового храма при архиерейском доме и собрал на это дело 11 тыс., но к осуществлению этой мысли не представлялось возможности до последнего времени за недостатком средств. Между тем за послед- ние 3-4 года с открытием при архиерейском доме церковно-учительской и церковно-приходской школ маловместительность храма стала очевидной, а между тем как дом, так и храм пришли в ветхость, поэтому построение нового храма сделалось неотложною необходимостью и предметом постоянных забот нашего Архипастыря... По слову Владыки, многие жертвователи изъявили готовность внести свои лепты на богоугодное дело. Из пожертвований вместе с «кружечными» сборами и отчислениями от доходов Ростовской часовни на построение храма образовался капитал в 36 тыс. руб.

...Местный епархиальный архитектор А.Петровецкий составил план каменного храма и смету расходов по его постройке; храм предположено устроить на 700 человек стоящих. По внешнему своему виду, в строго византийском стиле, храм обещает быть весьма красивым и вместительным зданием. Постройка стен храма сдана с торгов подрядчику Сергиеву за 36 тыс. руб. с обязательством окончить работы в будущем году. 25 июля иеромонахом Сергием было освящено место, а 28 июля в день престольного праздника настоящей Крестовой церкви совершена закладка нового храма. В этот день в Крестовой церкви совершена Литургия, вследствие болезни Владыки, Кафедральным протоиереем Доброходовым в сослужении священников П.Петрова, ключаря собора Ф.Федорова, Ф.Гераскевича, иеромонахов Сергия и Пахомия; после Литургии был отслужен молебен, к которому явились еще священники В.Островский и благочинный Екатеринослава Г.Билинский. Затем по крестном ходе на место постройки и исполнения положенного по уставу Церкви «чина» водружен крест, заложена в фундамент металлическая дещица с надписью о времени события, принимавшими участие в служении положены первые камни в основу здания. Торжество закончилось провозглашением многолетия Преосвященному епископу Симеону, благотворителям и строителям храмов Божих».

«Стены храма согласно плану были построены своевременно, и уже в конце 1910 года в храме начались богослужения, о чем свидетельствуют государственные архивные данные, в которых уже с осени 1910-го упоминается название «Крестовоздвиженский храм».

В 20-х годах за участие в автокефалии владыку Симеона вместе с иеромонахами архиерейского дома после экспроприации храма вывезли в Харьков и, как удалось узнать из днепропетровского архива Компартии, в Харьков они (6 человек) так и не доехали», — продолжает отец Никанор.

Позже, в 1921 году, больницу «Красного Креста» переименовали в «РАБМЕД» №1, а в храме сделали склад. Потом там расположилось туберкулезное отделение. А богослужения священики собора совершали в архиерейском доме. В 30-х годах окончательно разобрали купола, храм начали перестраивать — надстроили два этажа и разместили тут культпросвет училище. В часы нацистской оккупации «Крестовоздвиженский» храм, как и другие, закрытые советскими вандалами, был открыт. Местный автокефальный архиерей Григорий совершал тут богослужения, чередуя их со службами в соборе Преображения Господнего. Но недолго местные жители радовалась открытому храму, в котором тогда уже были проведены ремонтные работы и разобраны перекрытия 2-го этажа.

«24 июня 1944 г. после прихода Красной армии и нового (впервые с 1921 г.) епископа Андрея Комарова (МП) «исполком Днепропетровского областного совета депутатов трудящихся» по «ходатайству» группы верующих (не имеющих никакого отношения к религиозной громаде), живущих в районе улицы К.Цеткин, постановил:

1. Отобрать Крестовоздвиженскую церковь у автокефалистов и «возвратить» верующим Русской Православной Церкви патриаршей ориентации.

2. Предупредить общину верующих Автокефальной Украинской Церкви, что если она в месячный срок не подыщет себе другого помещения, то будет распущена...», — цитирует документ священник.

Так Советы во второй раз мошенническим путем отобрали храм Воздвижения Чесного Креста Господня, а прихожанам пришлось разойтись. Кое-кто перешел в Преображенский собор, в котором до 1948 г. (до его закрытия, и об этом свидетельствуют документы с печатью собора) служили автокефальные священники. С тех пор больше ни одной религиозной громады в храме Воздвижения Чесного Креста Господня не было.

В 1982 г. здание храма закрыли на реконструкцию, которая продолжается по сей день. Вандалы украли из него весь металл, даже отопительные трубы. Поэтому здание целый год стояло затопленным, в результате чего покрылось трещинами.

Но что же дальше?

«Громада УАПЦ еще с 1991 г. добивается возвращения храма, но из-за того, что не выполняются Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», а также указ президента «О возвращении культового имущества и зданий громадам», он до сих пор стоит в руинах. Мы молимся по квартирам, поскольку до сих пор не получили ни одного своего храма в отличие от других конфессий. Им отдали церкви, к которым они никогда не имели никакого отношения», — изливает душу отец Никанор.

В этом году исполняется ровно десять лет, как днепропетровских представителей УАПЦ чиновники всех уровней нагло отфутболивают от одного ведомства к другому, предоставляя абсурдные отписки. Лично меня впечатлил очередной ответ Днепропетровской ОДА, в котором сообщалось, что «…за інформацією Дніпропетровського міськвиконкому, згідно відомостей наданих до Реєстру об’єктів права комунальної власності територіальної громади Дніпропетровська, у будівлях… по вул. Короленка, 20а знаходиться обласний будинок культури «Український дім», який належить до спільної власності територіальної громади області».

О том, что в нашем городе существует заведение с таким статусом, я впервые узнала из переписки отца Никанора. Но, согласитесь, здание, которое местные власти именуют «Украинским домом» (см. на фото), наиболее правдиво отображает сегодняшнее состояние не только национальной культуры, но и духовности. Особенно так называемых украинских чиновников.