Может, действительно хорошо, что есть люди, которые до сих пор не знают, что такое Интернет и другие блага цивилизации, такие как мобильные телефоны, ICG, Skype и пр. Но когда те, кто не знает ни названий, ни принципов работы вышеуказанных услуг, занимаются их активной продажей, вызывает у меня откровенное недоумение и совершенно обоснованное недовольство.

Новинки от компании

Как-то я снова попала в чудо-офис компании «Укртелеком», что на Херсонской, 26. В этот раз меня привел туда счет. Вернее, его отсутствие. Почему-то за очередной месяц мне решили не присылать распечатку моих телефонных переговоров и счет за услуги Интернета. При этом я хорошо помню, что до 20 числа обязательно нужно все оплатить, иначе отключат. Но на календаре уже значилось 20-е. Поехала узнавать, как же так случилось, что третий счет за все время моего контракта с компанией приходит с сильными задержками?

В «Укртелекоме» меня традиционно встретила занятость всех трех операторов при пустом зале. Правда, одна из сотрудниц, отодвинув табличку с надписью вроде: «Подойдите к свободному оператору, работаю со звонками клиентов», все-таки решилась меня выслушать. Может, потому что за все время, пока мы с ней общались (около 40 минут), так никто и не позвонил?

— Объясните мне, пожалуйста, почему счет на оплату телефона и Интернета я получаю в 20-х числах, а за последний месяц вообще никакого счета не пришло? — спрашиваю у оператора, женщины лет 60-ти.

— А вам вообще ничего не должны высылать! У вас есть Интернет, смотреть надо там. Она протянула мне бумажку, которую в «Укртелекоме» мне уже давали пару раз, утверждая, что по этому адресу можно узнать свой долг и распечатать счет. К сожалению, там есть только общая сумма, к примеру, 100 грн. А за что вам эти 100 грн начислены, сколько минут и с кем вы общались, такой информации нет.

— Я хочу видеть весь счет, а не только общую сумму долга.

— Здесь можно посмотреть весь счет (снова показывает ранее выданную мне бумажку).

— А вы сами заходили по указанному адресу, смотрели?

— Все видят, а вы не видите, — последовал ответ.

— Откройте при мне эту страницу и покажите.

— У меня нет Интернета, я даже не знаю, что это такое.

— Мы смотрим только телевизор (подключается к разговору второй оператор, женщина примерно того же возраста).

— Как хорошо, что у нас нет Интернета (заметно радуется первая).

Немая сцена, нет слов. Постепенно прихожу в себя: утро, спешу на работу, а тут оказывается, что разговор происходит между немым и глухим…

Вообще, я человек позитивный, стараюсь всегда в любом деле найти хорошую сторону и как журналист всегда стою на стороне социального или любого другого неравенства. До сих пор я была искренне убеждена, что человек, который хочет работать, в любом возрасте может эту работу найти. Оказывается, есть случаи просто клинические. И мне непонятно, как можно было доверить обслуживать миллионную аудиторию людям преклонного возраста, которые ни сном, ни духом не ведают о продукции, которую продают. И не дай вам бог попросить их отксерить лишний информационный лист. В глазах их вы увидите скуку мира: и вставать уже тяжело, и сканеров/принтеров они как-то побаиваются.

В конце концов, устав от бесполезной беседы, я попросила пригласить администратора. Та тоже оказалась очень занятой и освободилась лишь минут 15 спустя.

В отличие от предыдущих сотрудниц, она была хорошо осведомлена и об Интернете как таковом, и том, что, где и когда нужно смотреть. Она подтвердила, что сама я никак не увижу в Интернете полноценной распечатки счета, и удивила, сказав, что мне вообще никто ничего не должен присылать (напомню, что до этого счет приходил каждый месяц в течение полугода). Но все же я написала заявление с просьбой, чтобы такую услугу мне оказывали в положенный срок.

Лидеры продаж и надувательства

Прошло немного времени, и на почту редакции пришло письмо от потребителя, подписавшегося Скептиком и так же, как и я, крайне недовольного услугами компаний-монополистов. К вышеописанному «Укртелекому» он добавил еще и «мегакачество» от компании «Оптима» (ныне — «Вега»). Цитируем: «До настоящего дня о компании «Оптима» я слышал только лестные отзывы: выполняет свои обязательства по договору — если связь и пропала, восстанавливает в течение нескольких дней, если вырезали кабель — ремонтирует очень быстро. Об Интернете я вообще молчу — нет проблем: вовремя заплатил — вовремя получил.

Но в последнее время все чаще слышу от друзей и знакомых следующее: «Оборзела эта «Оптима». Деньги берет, новые тарифы вводит, а качество связи не меняется. Платишь за хорошую скорость, а получаешь ноль, по нескольку дней простои бывают. Хорошо, если хоть какое-то соединение иногда».

У «Укртелекома» другая проблема: кабель вырезали — ждите. «И куда бедному крестьянину податься: белые пришли — грабют, красные пришли, понимаешь, тоже грабют».

Но вернемся к «Оптиме». Не так давно эта организация ввела новые тарифы и новые услуги для своих пользователей. С одной стороны, тарифы хорошие — повышение скорости, уменьшение платы, все отлично — если бы… ЕСЛИ БЫ не одно «но». Зайдешь на сайт «Оптима-Вега», а там тишь да благодать. Все такие «белые и пушистые», работают на всю страну, одни хвалебные отзывы. Но стоит появиться критическому отзыву, а тем более жалобе или плохому высказыванию о компании, и это высказывание ответственные сотрудники мгновенно удаляют. Если автор возмутится, могут и возвратить, а могут и подумать, а автору сделают «но-но».

Тариф новый, цены выше, а линия связи старая. Ну, не способна эта полуживая линия, этот 50-летний кабель, передавать сигналы высокоскоростного Интернета и вдобавок кучу телефонных номеров обслуживать. Ну, физически она не способна! Какая бы скорость ни была указана в договоре, получить на выходе ее не всегда возможно, а уж чтобы еще без срывов все работало, так сказать, без сучка без задоринки, это тем более нереально.

На предприятии, которое хоть немного заботится о своей репутации, при подобных срывах работы предоставили бы извинение за невозможность выполнения договорных обязательств и на время ремонта перевели бы потребителей на старый тариф и ОБЯЗАТЕЛЬНО вычли из их счетов лишние деньги за время отсутствия Интернета или бездействия телефона. А что делает «Оптима»?

— Вы платите по новому тарифу, пока мы будем устранять неисправность, а потом, может быть, мы возвратим вам неиспользованные нами деньги, т. е. после устранения поломки. Если захотим – устраним. Если захотим – возвратим.

Наверное, операторы, которые позволяют так себя вести, в глаза не видели «Закон о защите прав потребителей».

Бандиты из «Триалана»?

Однако, как показала жизнь, бывают примеры и похуже. У малоизвестных компаний есть свои проблемы. К примеру, на днях у меня отключили Интернет. По лампочкам на модеме стало понятно, что проблема, скорее всего, не у компании, а у меня, с кабелем. И действительно, выйдя на лестничную клетку, мы с мужем увидели два его обрывка, ведущих в нашу квартиру. Хулиганы, подумали мы, и весь выходной потратили на восстановление проводов, потому как вызывать ремонтную службу «Укртелекома», к которому мы подключены, в воскресенье было бесполезной тратой времени. В общем, выходной был испорчен, настроение тоже. Но что поделаешь, если виновных нет?

И все бы быстро забылось, но прошло пару дней, и снова перестали работать Интернет и телефон. Смотрим на модем и понимаем: это дежавю. Кабель снова обрезан?! Ломая голову над этой проблемой, муж услышал непонятный шум в коридоре несколькими этажами выше, поднялся и увидел двух ребят, смело орудовавших возле кабеля.

— А кто обрезал кабель?

— Я обрезал, — заорал неизвестный парень.

На вопрос: «Кто вы?» он ответил что-то вроде: «Какая тебе разница?»

Ну, что сказать? Воры чистой воды. Но довольно наглые. И ведут себя странно. Хотя после нескольких выпадов в сторону мужа и гостившего у нас брата они вдруг начали быстренько сворачивать удочки. Пока муж спускался вниз, чтобы вызвать милицию, ребята крикнули, что вызовут ее сами и скажут, что на сотрудников некоей компании было совершено нападение. А уже через несколько секунд они кричали в трубку, чтобы их приехали защищать. Почему-то сразу после этого они быстро начали спускаться и хотели скрыться (зачем же тогда вызывали правоохранителей?), но муж с братом перекрыли им дорогу и сказали, что ждать милицию будут все вместе.

Милиция приехала достаточно быстро, минут через 15. Правда, все это время ребята, вырезавшие кабель, пытались вырваться под любым предлогом. Также приехал представитель конторы-провайдера под названием «Триалан». Как удалось выяснить, именно к этой конторе принадлежали и кабельщики-любители. Первые вопросы правоохранителей подтвердили, что ребята были не подготовлены к встрече с представителями силовых структур. Документы оказались только у одного из сотрудников малоизвестной фирмы, наряда на работы так же, как и актов об их выполнении, не было. О чем говорить? В итоге для выяснения подробностей и составления протокола все поехали в отделение милиции.

В участке, несмотря на присутствие милиционеров и свидетелей, один из сотрудников «Триалана» пригрозил мужу, мол, в следующий раз придет с травматическим оружием.
И еще рассказал, что, оказывается, кабель нам отрезали потому, что «Укртелеком» провел его через стояк «Триалана». Следовательно, так малоизвестная контора решила разобраться с конкурентами. Но почему за наш счет и такими методами? Вопросы, как говорится, повисли в воздухе.

После подписания протокола все разъехались по домам. На следующий день мы позвонили в «Укртелеком» и рассказали, что и как. Приехали к нам через пару дней. Сказали, что это еще очень быстро — нередко «спасателей» приходится ждать неделями...

Хорошо, когда подобные истории удачно заканчиваются. Но оставлять без внимания компанию-беспредельщика мы теперь не собираемся. Пока милиция разбирается, кто виноват и как с ним быть, мы готовим документы в контролирующие органы, чтобы наказать наглых провайдеров, которые решают свои проблемы за счет ни в чем не повинных людей.