Трагедия под Марганцем уже начала забываться. Но ее причины до сих пор до конца не ясны. Почему водитель вывел автобус прямо под колеса локомотива? Да еще перед этим перекурил, выйдя из автобуса. Что послужило причиной страшной катастрофы?

Просто сработал автомат, когда он изо дня в день, проезжая по этому маршруту, останавливался, делал перекур, пропускал электричку? А тут вдруг из-за угла вынырнул поезд, не включенный в расписание. Или же водитель в тот день был чем-то расстроен, думал о своем и не заметил опасности?

Догадок можно строить сколько угодно. Но мы провели свое расследование, которое, возможно, прольет свет на случившееся и поможет в дальнейшем избежать подобных трагедий.

Недавно в редакцию «Днепровской правды» позвонил житель Никополя. Игоря Евгеньевича беспокоит ход расследования страшной трагедии, произошедшей несколько недель назад на ж/д переезде вблизи с. Максимовка Никопольского района Днепропетровской области. И вот что он рассказал:

— Вы знаете, все говорят, что водитель непонятно по какой причине поехал вдруг на переезд, прямо перед поездом, что у него заглох автобус, разные версии высказывают. Но никто не говорит о том, что, возможно, человек просто сорвался, перенервничал, то есть не выдержал, так сказать, физической и психологической нагрузки. Все же знают, что автобус был льготным, буквально забитым под завязку пенсионерами. А обслуживать такую категорию граждан очень нелегко, я то знаю, сам пенсионер. Все нервные, вечно всем недовольные… Вот сажусь я в этот постоянно забитый автобус и чувствую себя каким-то ущербным. Кондуктора злые, водители резкие, про автобусы я вообще молчу — просто гетто для пенсионеров, сколько здесь людей набивается!.. Одним словом — скотские автобусы, а их еще с каждым годом все меньше становится. Не понимаю, чем мы заслужили такое к себе унизительное отношение?!

В словах Игоря Евгеньевича действительно есть доля правды. А если копать глубже, то проблема лежит не только в количестве или качестве льготного транспорта. Взять, к примеру, недавнее выездное заседание комиссии по вопросам безопасности и качества обслуживания пассажиров в Никополе.

— Мы проверили автобусы, которые курсировали в Новопавловке и заходили на площадь Богдана Хмельницкого. Основная цель рейда — профилактическая работа с перевозчиками и анализ причин нарушений,— рассказал главный специалист государственной автотранспортной инспекции Юрий Биловолов.— По фактам невыполнения транспортного законодательства со стороны перевозчиков Днепропетровской области Глававтотрансинспекция аннулировала 78 лицензий, на нарушителей наложен штраф в общей сумме свыше 730 тыс. грн, было вынесено 1,3 тыс. предписаний. Никопольские перевозчики пока что отделались только замечаниями.

Но когда читаешь отчеты о рейдах, в них почему-то никогда не говорится об утренней проверке, сделанной непосредственно перед выходом на маршрут. И это должна быть не только проверка на алкоголь или наркотики. Неизвестно, готов ли тот или иной сотрудник сегодня работать с людьми и нести ответственность за сотни, тысячи жизней? Вряд ли кто-то проводит этот крайне необходимый осмотр, иначе можно было уже несколько раз уволить, как минимум, 50-60% наших доблестных водителей общественного транспорта, ибо большая их часть совершенно не готова работать на людей, для людей, работать по Правилам, и уж тем более не приходится говорить об их «корректном» поведении.

Они забивают транспорт под завязку вовсе не для того, чтобы все могли вовремя добраться до нужного места, а для того, чтобы заработать лишнюю копейку. И потому, что на маршрут зачастую не выходит и половина необходимого количества автобусов или маршруток. А ответственны за такие нарушения не только перевозчики, но и те, кто хоть каким-то образом их контролируют. А это и правоохранительные органы, и соответствующие управления при горсоветах.

Тем не менее в Никопольском горсовете констатируют, что виной всему — финансирование, а тендеры проходят прозрачно…

— На одного никопольчанина льготной категории из госбюджета на 2010 год предусмотрено 3,6 (!) поездок в месяц в городском общественном транспорте,— сообщила специалист отдела экономики Никопольского горсовета, отвечающая за транспорт и связь Светлана Тетерина.— Это всего 40% от потребностей и дает возможность профинансировать выполнение 135 льготных рейсов ежедневно. Школьники и ветераны труда пользуются 50-процентной скидкой с 9.00 до 15.00 (только в будние дни). Кроме того, перевозчики в автобусах малой вместимости (маршрутки) без компенсации затрат предоставляют 1-2 льготных места для бесплатного проезда участникам боевых действий, участникам войны, членам семей погибших участников боевых действий, ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС 1-й и 2-й категорий, инвалидам войны, инвалидам первой группы и человеку, который его сопровождает, инвалидам второй группы по зрению, детям-инвалидам (до 18 лет) и человеку, который его сопровождает, детям-сиротам и детям, оставшимся без опеки родителей.

Несмотря на отсутствие финансирования, льготный проезд граждан осуществляется в Никополе ежедневно, кроме выходных, согласно утвержденному графику. А вопрос обеспечения льготного проезда находится в сфере полномочий Верховной Рады Украины.

Светлана Владимировна рассказала также, что в настоящее время в Никополе на 31-м городском маршруте работают 105 автобусов, из них 81 — со сроком эксплуатации до 10 лет.

Что касается тендера, то есть конкурса на право перевозки, то он проводится по необходимости, в зависимости от срока заключенных договоров. Последний раз он проводился в декабре 2008 года. Договоры с перевозчиками заключаются максимум на пять лет. Если автобус старый, то договор заключают на год. Хотя законом возрастные ограничения автотранспорта не предусмотрены, лишь бы ГАИ подтвердило, что автобус технически исправен. Если претендентов на маршрут нет, то транспортный комитет решает вопрос о сокращении невостребованного рейса, изменяет расписание. Участие в конкурсе стоит 440 гривень на один маршрут.

Возвращаясь к трагедии, хочется сказать, что никто, даже тот, кто не нарушает Правил дорожного движения, не застрахован от несчастий. Ведь лихачей на дорогах хватает. Также хватает и транспорта, который «вслепую» проходит техосмотр и, будучи уже изношенным на 120%, то есть срок его эксплуатации истек еще до того, как он выиграл тендер, все равно выезжает на маршрут. Водитель одного из стареньких ЛАЗов, попросивший не указывать его фамилию и номер маршрута из-за страха быть уволенным, поведал тайны таких вот обходных маневров с ТО.

— Да, на маршрутах много старых, изношенных автобусов, но это не вина перевозчиков,— сказал водитель.— «Богдан» стоит порядка 300 тысяч гривень, а вы сами знаете, какие драконовские сейчас проценты и условия в банках. Где перевозчику взять деньги на новый автобус? Вот и латают старые. А ломаются автобусы с нашими ужасными дорогами, поверьте, постоянно. Только успеваем менять ходовую часть. Неделю поездил — надо новую рессору, а это около тысячи гривень. И люди у нас не умеют ценить все новое и качественное. Недавно на 1-й маршрут приобрели новый автобус, так сиденья пассажиры уже содрали, расписали, двери тачками огородники сломали. Варвары… Приходится работать по две смены без отдыха, но, опять-таки, не по прихоти перевозчиков. Просто опытных водителей мало, а те, что есть, пару недель поработают, получат зарплату до 2-х тысяч гривень и бегут искать более высокооплачиваемую работу.

Вот так и получается, что крайних как бы нет. Пассажиры варвары, а водителям мало платят. Но все-таки верится, что выход есть. Можно сказать больше, он был всегда. Жесткий контроль и административные штрафы давно могли наладить контакт между этими двумя группами, так зависящими друг от друга,— перевозчиками и пассажирами. Честные, открытые тендеры, куда, в принципе, не может просочиться «просроченный» автобус, качественный тех- и медосмотры транспорта и водителей, и вопросов к перевозчикам стало бы не то что на порядок, в разы меньше.

Также необходимо ввести ощутимые штрафы за рисование на поручнях и обдирание обивок кресел. И пополнился бы тогда бюджет самих же перевозчиков, а граждане ездили бы в чистом и красивом транспорте.

Элементарный порядок помог бы не только наладить транспортный поток, но и избежать трагедий, подобной той, которая случилась под Марганцем. Только станет ли она для нас уроком?