Недавно пресс-служба горсовета Днепропетровска разослала сообщение о том, что отопительный сезон под угрозой срыва. Виной всему — низкий уровень расчетов жителей за уже потребленное тепло.

Даже несмотря на яростную борьбу с неплательщиками, как отмечают в управлении промполитики и энергосбережения горсовета, люди не спешат отдавать свои деньги за подобные услуги. Всего жители города задолжали за тепло и воду более 240 миллионов гривень (232 млн грн — за тепло и более 12 млн грн — за воду).

Но есть одно «но». Во-первых, большинство людей, предпочитающих откладывать проплату лет так на 5, являются далеко не бедными, наоборот, в числе самых крупных должников, как пишут многие СМИ, — депутаты Верховной Рады, живущие в шикарных многометровых особняках. Они также «забывают» платить за электроэнергию и вносить квартплату за свои апартаменты. Во-вторых, крупнейшими должниками являются различные предприятия и заводы. Возможно, именно из-за их долгов область и город вот уже который год не в состоянии вовремя закупить газ и обеспечить своевременную подачу тепла в детсады и школы.

Но есть еще одна причина — ненадлежаще оказанные услуги, говоря казенным языком. За них жители и платить не спешат. И я их прекрасно понимаю. Начнем с того, что тепло в наш дом, например, пришло не как к остальным, а 12 ноября. При этом, выходя на балкон, я не чувствовала большой разницы температур. А дома ходила в свитере, теплых штанах и носках. Но «Теплотранс», игнорируя наши жалобы, честно выписал всем жителям полный счет. Даже после коллективного обращения перерасчета не последовало. К нам пришла комиссия и установила, что температура у некоторых жителей составляет +16 градусов. К некоторым инспекторы даже не попали. Потому что попросту не посчитали нужным предупредить всех подписавшихся под жалобой о своем визите. Исходя из того, что температура не дотягивала до нормы, мне сказали, что сделают небольшой перерасчет. Но он оказался таким мизерным, что явно не стоил труда, потраченного на поездки в теплопоставляющую компанию и написание жалоб.

Но я решила не сдаваться. Когда весь следующий месяц прошел при температуре в квартире 13-16 градусов, написала новое письмо. И снова последовал незначительный перерасчет, после которого у меня возник резонный вопрос. В Законе указано, что в квартире не может быть меньше 12 градусов. Иначе вы имеете право не платить за отопление. Также температура в вашем жилье не должна быть ниже 18 градусов — это в общих комнатах. К примеру, в ванной она не долж-на быть ниже +25 градусов. А если средняя температура воздуха на улице опускается ниже 31 градуса мороза, то в помещении она должна составлять не менее +20 в обычных квартирах и +20-+22 С — в угловых. Допускается снижение температуры ночью не более чем на три градуса. Если случилась авария, максимальное время, на которое возможно отключение отопления, должно составлять не более двадцати четырех часов в течение месяца в суммарном исчислении. Однократное такое отключение не должно превышать шестнадцати часов при температуре воздуха снаружи до двенадцати градусов тепла.

В противном случае следует перерасчет. Но позвольте, почему нигде не сказано о том, что тот же «Теплотранс» имеет право постоянно держать жителей под минимальным градусом? Именно так и получилось, когда пришел конец отопительного сезона. За все 4,5 месяца температура в моей угловой комнате, в которой по закону должно быть не меньше 20 градусов, а учитывая 25-градусные морозы, и того больше, все время было, так сказать, нежарко. При этом за «отопление» моей маленькой хрущевки требовали 300 гривень в месяц! За то, что я постоянно грелась тепловентиляторами (один не спасал ситуацию) и сжигала сотни киловатт света?! Поэтому я вполне разделяю логику людей, которые, как и я, попав в немилость к тепловикам, не спешат с ними рассчитываться. Ведь никто не гарантирует, что такое не повторится снова и снова. Хотя Закон в этом случае на нашей стороне. Обратимся к нему.

Куда нужно жаловаться, если ЖЭК не реагирует?

Если работники жилищной конторы продолжают игнорировать ваше обращение, смело обращайтесь в высшие инстанции — управление ЖКХ, которому подчинен ЖЭК, потом — в райадминистрацию. Параллельно можно обращаться в Управление по защите прав потребителей. Согласно закону о местном самоуправлении, именно эти органы власти имеют полномочия контролировать работу предприятий ЖКХ. Еще есть такой орган, как Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики. Эффективнее будет не только позвонить, а отправить письмо с жалобой на действия теплопоставщиков. К жалобе обязательно нужно приложить копию договора о предоставлении услуг теплоснабжения в вашей квартире.

Кстати, в Киеве с 1 июля уже подняли тарифы на тепло и воду. Об этом говорится в распоряжении столичной горадминистрации. В соответствии с документом, тариф на централизованное отопление для населения при наличии счетчиков составит 184,41 грн за 1 гигакалорию (было 130,6 грн), при их отсутствии — 2,26 грн за 1 квадратный метр отапливаемой площади в месяц (было 1,6 грн). Тариф на горячее водоснабжение для населения при наличии счетчика составит 11,75 грн за 1 кубометр (было 8,8 грн), при его отсутствии в квартирах с ванными, оборудованными душами, за одного человека в месяц — 41,14 грн (было 30,8 грн).

Вот и Днепропетровск старается не отставать. Недавно всеми «любимый» главный водяной города Павел Корженко снова заикнулся о том, что «Днепроводоканал» испытывает нужду и надо бы опять поднять тарифы, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Но стоит хотя бы раз побывать в кабинете этого бедного чиновника или заглянуть в рабочие апартаменты бухгалтерии, чтобы стало понятно, как нас всех многие годы водят за нос, жалуясь на злостных неплательщиков. И никто не задается вопросом, за что же мы все-таки платим? За такую отвратительную воду, которую сам господин «водяной» наверняка без суперфильтров употреблять не рискует. И пропущенная через фильтры эта жидкость продолжает отдавать болотом. Так где же наша вода? И куда снова пойдет повышение тарифов? Кажется мне, что дешевле горожанам сразу скинуться на виллу для Корженко, чтобы он наконец-то освободил город от себя. А за ним отселить и директора «Теплотранса» с постоянными жалобами на проплаты за непредоставляемые услуги.

Следует знать

В соответствии со ст. 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24 июня 2004 г. № 1875-IV потребитель имеет право на своевременное и качественное получение жилищно-коммунальных услуг. В случае их отсутствия или предоставления не в полном объеме, а также снижения качества, потребитель имеет право на уменьшение размера оплаты.

В этом случае необходимо обратиться к Правилам предоставления услуг централизованного отопления, подачи холодной и горячей воды и водоотвода, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 г. № 630 (далее — Правила). В приложении к Правилам содержатся требования относительно количественных и качественных показателей услуг и уменьшения размера оплаты в случае их отклонения.

При централизованном снабжении нормативы температуры горячей воды в точке разбора должны быть не менее 50 и не более 75 градусов. Если показатель 45-49 градусов, потребитель имеет право на уменьшение оплаты за весь период отклонения на 10%. При температуре 40-44 градуса оплата уменьшается на 30%. А если не дотягивает до 40 — оплата не производится за весь период отклонения.

Если температура воздуха и горячей воды не будут отвечать установленным показателям, потребитель приглашает представителя исполнителя для составления и подписания акта-претензии. Сотрудник службы должен явиться к заявителю не позднее двух рабочих дней. Если он не придет в указанный срок или откажется подписать претензию, акт считается действительным, если его подписали не менее двух потребителей. Кроме этого, необходимо обратить внимание на то, что в акте, который составляется в произвольной форме, должны быть указаны параметры нарушения качества, а также дата начала отсутствия предоставления услуги или предоставления ее ненадлежащего качества, а также период нарушения. Акт-претензия является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги. Документ составляется в двух экземплярах для каждой из сторон. Потребитель передает его исполнителю, который в течение трех рабочих дней решает вопрос о перерасчете платежей или вручает потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении предъявленных требований. В случае необоснованного отказа исполнителя от проведения перерасчета потребитель имеет право обратиться в суд. Напоминаем, что по искам, связанным с нарушением потребительских прав, граждане освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Как поступить, чтобы вас за неоплату и за неоказанные услуги не терроризировали ЖЭКовцы?

Собранием жильцов подъезда, дома, группы домов необходимо выбрать представителя, который от их имени будет подписывать «Акт приема работ (форма 2)». Необходимо поставить в известность руководителя ЖЭКа, председателя исполкома и надо потребовать от ЖЭКа план-график выполнения работ по обслуживанию дома на год, полугодие, месяц с указанием сроков и видов работ. Это необходимо сделать письменно, отправив письмо по почте с уведомлением о вручении.

«А затем вам остается только контролировать выполнение и уменьшать величину оплаты в зависимости от качества обслуживания. И что характерно, это действует великолепно! Ведь только при наличии акта «Ф2» возникают обязательства платить!» — отмечают эксперты.

Ни один суд не признает право ЖЭКа на компенсацию, если у них нет акта, подписанного представителем жильцов. В свою очередь, у потребителей возникает право требовать не только снижения величины оплаты, но и право на компенсацию морального ущерба за несвоевременное, не в полном объеме или ненадлежащего качества оказание услуг.

В случае, если на требования жильцов не получено письменного ответа, расстраиваться не стоит. Необходимо бережно хранить почтовое уведомление о вручении письма. Если на протяжении шести месяцев представитель жильцов не подписал акт «Ф2» о проведении каких-либо работ (техническое обследование), то смело надо обращаться в суд, требуя компенсации материального и морального ущерба, как от исполкома, так и от ЖЭКа.

«Не забудьте сохранить документы, подтверждающие ваши материальные затраты, связанные с ремонтом или уборкой подъезда, мойкой стекол в подъезде (дважды в год) и так далее и тому подобное. Перечень минимальных услуг утвержден Кабмином. Игнорирование выполнения одного из видов работ в одной квартире — это уже повод для снижения оплаты всем жильцам дома!» — заявляют эксперты.

И, похоже, этот путь нам только и остается в борьбе за воду и тепло, цены на которые растут, как в такси. Хватило бы только сил!